Тепловоз ТУ – 7 с Белорецкой узкоколейной железной дороги продолжает трудиться на путях широкой колеи. Небольшая серия фотографий сделана совершенно случайно в центре Челябинской области. Этот ТУ – 7 переставлен на тележки широкой колеи и эпизодически используется в маневровых работах на подъездных путях к шахтам и горным выработкам поселка Красногорский. Не нужный на узкоколейке, этот локомотив нашел применение в горняцком крае. И это повод рассказать о тепловозе ТУ – 7 как об универсальном локомотиве, который одним из первых нес в себе модульную и унифицированную конструкцию. Принцип модульности был сформулирован намного позднее и узкоколейный ТУ – 7 опередил время.
И именно модульность обеспечила широту применения ТУ – 7. Он мог использоваться и на магистралях узкой колеи (750 мм) и на Азиатских железных дорогах (1000 мм) и на путях обычной (широкой) колеи (1520 мм). Как видно на снимках, простая перестановка тележек позволяет приспособить ТУ – 7 для работ на любой колее.
ТУ – 7, работающий в горной сети железных дорог обычной колеи в Челябинской области (к востоку от Башкортостана) вовсе не исключение. Когда в кошмарные 90 – е годы прошлого века в страну пришел совсем не цивилизованный капитализм, многие промышленные и даже пассажирские узкоколейки были закрыты. Личности, при помощи «приватизации» присвоившие себе народное достояние за сущие гроши, предпочитали отправлять доставшиеся им «в нагрузку» узкоколейки в металлолом. В отличие от рельсов и вагонов, тепловозы ТУ – 7 можно было продать по цене дороже металлолома. Они могли работать на дорогах обычной колеи.
Для многих предприятий, находившихся в то время на грани выживания, приобретение ТУ – 7 по цене чуть выше металлолома, было выходом: ремонт использовавшихся там ТГМ – 8 и тому подобных локомотивов стоил намного дороже. А тут пришел абсолютно исправный и заботливо сохраненный подвижной состав. Состояние узкоколейных тепловозов часто было именно идеальным – бригады, проездившие по своей узкоколейке не один десяток лет, часто умудрялись даже перекрашивать свой тепловоз за месяц до разбора линии, где он работал. В сознании машинистов просто не укладывалось то, что их узкоколейка может быть разобрана насовсем. Так горняцкий край угольщиков Челябинской области обогатился локомотивами.
|