НА ГЛАВНУЮ

ИСТОРИЯ

Лошади и баржи как вид транспорта

В 1890 году Уфа, находящаяся в двух сотнях километров на северо запад от Белорецких заводов стала станцией Транссибирской железнодорожной магистрали. До этого готовое железо Белорецких заводов доставлялось в Уфу, но дальше уходило только по воде. Теперь железо поехало и по рельсам. Вот только сами Белорецкие заводы находились в такой глухомани, что доставка железа из Белорецка в Уфу представлялась огромной проблемой. Даже целым клубком проблем, если представить еще и внутренние перевозки, к примеру, доставку руды от мест добычи через горные перевалы к доменным печам.

В то время руда на Белорецкие заводы везлась не только с небольших рудников вокруг заводов. Местной, легкой и доступной руды для развития сталелитейного производства уже не хватало. С середины 19 – го века заработал Туканский рудник, в это же время обозы везли руду с горы Магнитной. На долгие годы основной тяговой силой на горных перевалах стали ломовые лошади.

Под современным Белорецком до сих пор существует поселок под названием Ломовка. Именно в нем разводили ломовых лошадей. Основные перевозки Белорецких транспортников приходились на зиму. По скованным льдом рекам и санным путям везти тяжелую руду было проще и легче. Летом руду накапливали в местах добычи, зимой складировали запасы непосредственно на заводах, обеспечивая себя работой на лето. Весной и осенью дороги были непроезжими из за распутицы.

Всю долгую Уральскую зиму в окрестностях Белорецка стучали топоры плотников. Они сооружали флотилию самых необычных кораблей в мире. Именно так, ведь перед ними стояла уникальная задача – доставить готовый металл в Уфу по реке Белой, причем именно во время половодья. Одноразовые баржи для сплава по горной реке не какого то разового груза, а огромного количества металла – такого не было ни до, ни после. Перед Белорецкими корабелами (именно так!) стояла задача построить новый тип корабля со взаимоисключающими требованиями. Низкая осадка должна сочетаться с высокой грузоподъемностью, высокая грузоподъемность должна сочетаться с маневренностью, маневренность – считаться с курсовой устойчивостью, а курсовая устойчивость с небольшой длиной, и снова, небольшая длина с высокой грузоподъемностью. Таких кораблей еще не строил никто. Да, не забыли? При всем при этом корабль должен быть максимально дешевым, ведь он одноразовый.

Когда владельцы Белорецких заводов решили разработать типовой проект подобного корабля и обратились в Петербуржскую морскую академию, то там от них отмахнулись, сказав, что таких кораблей не бывает и никто в мире так не строит. Вскоре первый такой корабль был построен заводскими мастеровыми без посторонней помощи и он полностью соответствовал всем (!) взаимоисключающим требованиям.

Уникальная речная транспортная система работала многие десятилетия. За это время с берегов реки Белой отправились в плавание сотни кораблей. Почти все они достигали Уфы. Почти, потому что полноводная горная река непредсказуема и даже почти совершенная конструкция не застрахована от стихии. Многие из них до сих пор лежат на дне Белой у каменистых утесов и скал, во многих местах выступающих прямо из под воды. Корабли плыли только днем, ночью вставая на якорные стоянки. Но река – особый мир, только кажущийся спокойным. Часто массивные якоря не справлялись, а поздно проснувшаяся команда уже не могла ничего сделать. Если подобное происходило на стоянке нескольких кораблей, то они топили один другого. Иногда команду подводила самоуверенность и они, чтобы уложиться в график гнали баржи лунными ночами. Достаточно было чуть чуть упустить небольшое ускорение течения и корабль выходил из под контроля. Тем не менее, многие речники после удачного плавания хвалились, что «гнали днем и ночью».

Владельцы заводов же интересовались только финансовыми показателями. Определенный процент потерь при транспортировке уже был заложен в себестоимость готового железа. Гораздо сильнее их беспокоило другое – в Уфе баржи можно было продать разве что на дрова. Для перевозок по равнинной реке они не годились, вернее почти не годились. И тут есть один интересный исторический факт. Зная, что скоро из Белорецка пойдет целая флотилия, местные бандиты запрещали покупать баржи купцам – речникам, а потом сами скупали все по цене тех самых «дров». По Белорецку ходили слухи, что некоторые из произведений местных корабелов видели даже (!) на Волге, причем вполне успешно плавающими. Покончить с подобным беспределом в Уфе у владельцев Белорецких заводов не получилось.

Тем временем на реке в районе Уфы появились новые буксиры с особо мощными паровыми машинами. Идея превратить одноразовые баржи в многоразовые не заставила себя долго ждать. Сначала посчитали на бумажке, вроде бы можно успеть вернуть на Белорецкие заводы свыше половины всех барж, дошедших до Уфы. За время большой воды буксир успевал сделать несколько рейсов. Интересно, что в случае, если во время крайнего рейса река начнет мелеть, то обратно буксир отправится не своим ходом, а (!) погруженным на баржу, ведь у нее значительно меньшая осадка, что в данном случае решающее обстоятельство. После прихода первых барж в Уфу, были проведены испытания. На большой воде буксир тянул караван легких после разгрузки барж со скоростью, превышающей расчетную.

И вот свершилось. Караван из пяти барж ведомый мощным буксиром отправился вверх по течению Белой. Через несколько дней баржи вернутся в Белорецк, где с ними недавно уже на совсем распрощались. По началу все шло нормально. Кроме барж вез буксир и более дорогой груз – на его борту находилось приличное количество золотых слитков, и знали об этом только капитан и сопровождающий. Все произошло в обстановке строжайшей секретности, так как о золоте не должны были знать не только бандюки но и власти. Серые схемы и криминал шли рука об руку с металлургией с незапамятных времен.

Белорецкие заводы. В это же время мужики, которые даже не подозревали, что существует такая диковина, как буксир, оттолкнули от причалов три груженых баржи. Очередная партия отправилась в Уфу. Мужики никогда не видели буксира, и, как не трудно догадаться, не увидят. Современных технических наворотов, позволяющих избежать столкновения, тогда не существовало. Дистанция прямой видимости на горной реке редко превышает полкилометра, а часто она значительно меньше. И вот оба каравана оказались на прямой видимости. Первая реакция с обоих сторон – офигение по принципу «такого не может быть!» и здесь были потеряны драгоценные секунды. Капитан буксира берет влево, как и следует по правилам судовождения. На тяжелых баржах встает вопрос – тормозить якорями, либо, не снижая скорости обойти за счет сохранения маневренности. Одновременно делать оба действия бессмысленно. Но так и было сделано. Тяжелые якоря перепахивали дно реки Белой, но ни один якорь не остановит тяжелогруженый железом корабль.

Первой груженой барже удалось проскочить мимо каравана, вторая бьет по касательной пятую пустую, столкновение не критично, но следующая груженая таранит четко центр каравана – пробивает насквозь третью баржу. От удара сцепной механизм буксира заклинивает, рубить канаты на баржах некому. Когда третья баржа превращалась разлетающиеся доски, команды всех барж попрыгали в воду. Залезть обратно из воды было невозможно. На баржах, конечно, были лестницы в воду, вот только рассчитаны они были на груженую, а следовательно очень низко сидящую баржу. Не дотянуться.

На буксире следует команда «Стоп машина!». Но то, что хорошо для спокойной равнинной реки, неприемлемо для горной, пусть и внешне спокойной. Течение стало закручивать караван в кольцо. Теперь, в окружении барж и обломков, буксир полностью потерял маневренность. Вскоре буксир прижало к скалам и он пошел на дно, рядом тонули пустые баржи. Груженая баржа, прошившая насквозь центр каравана, уже была на дне. С двух уцелевших груженых барж, которые к тому времени только остановились, с ужасом наблюдали за происходящим.

Когда о произошедшем узнали в Белорецке, то новость повергла всех в шок. Двойной шок испытали владельцы торгового дома Вогау и Ко, ведь они знали, что на борту буксира было не совсем законное золото. Теперь хозяева заводов всерьез задумались над транспортной проблемой. В это самое время в каких то ста с лишним километрах от Белорецка протянулись пути Транссиба.

Источник: i-beloret.narod.ru









БЕЛОРЕЦК

Rambler's Top100